«Скучаю по России — там я провел прекрасное время». Большое интервью с Шарлем Каборе

Контент проверен

Бывший футболист «Краснодара» Шарль Каборе в интервью «РБ Спорт» рассказал о том, чем он сейчас занимается, о жизни в России, игре в РПЛ, общении с Сергеем Галицким, а также ответил на вопрос, станут ли «быки» чемпионами по итогам нынешнего сезона.

Также Каборе назвал клубы, против которых ему в России приходилось тяжелее всего, игрока, которого ненавидит, и тренера, с которым ему было наиболее комфортно работать.

В России Каборе стал настоящей африканской легендой РПЛ, отыграв в общей сложности восемь сезонов. Сейчас экс-футболист работает амбассадором спорта при президенте Буркина-Фасо. Об этом и многом другом мы и поговорили с Шарлем Каборе.

– Шарль, как ваши дела?
– У меня все хорошо, наслаждаюсь жизнью после футбола.

– Где вы сейчас проживаете?
– Сейчас я живу в Буркина-Фасо.

– Чем занимаетесь?
– Провожу много времени с семьей. Ты знаешь, что после футбола можешь чувствовать себя хорошо. (Смеется.) Сейчас вообще другая жизнь у меня началась. Плюс я стал работать на серьезной должности в моей стране.

– Слышал, что вы стали амбассадором спорта в Буркина-Фасо.
– Да, именно так. Я работаю в правительстве Буркина-Фасо. Я был назначен нашим президентом Ибраимом Траоре на эту должность. Сейчас я отвечаю за весь спорт в моей стране. Хочу развивать спорт в Буркина-Фасо, сделать его лучше. Мы хотим показать международному сообществу, на что способны. У меня, знаете, во многом дипломатическая работа. Планируются международные контакты.

– Очень серьезная должность. Ваша жизнь сильно изменилась после этого?
– Да, конечно. Многое изменилось. Мне приходится много общаться дипломатическим языком. (Смеется.) Но также я чувствую огромную ответственность. Вся страна надеется на меня, я хочу помочь спорту в Буркина-Фасо. Например, играть в футбол – это одно, а занимать такую важную должность – совершенно другое. Все знают меня как футболиста, но теперь мне нужно сделать так, чтобы не только футбол, но и остальные виды спорта у нас развивались. И про футбол тоже не забудем.

– Что еще, помимо футбола?
– Футбол в нашей стране не нуждается в рекламе – он на хорошем уровне. Но есть виды спорта, которым требуется развитие, особенно что касается молодежного сектора. Хотим привлекать больше молодых ребят к спорту. Это одна из моих главных задач.

– Какие это виды спорта?
– Назову баскетбол, легкую атлетику, велоспорт, волейбол и гандбол. Важно правильно их развивать. Но сейчас я вижу, что мы сильны именно в легкой атлетике и велоспорте. Будем делать акцент в первую очередь на этих видах.

– Как дела у вашего дяди? Он же еще в 2022 году был президентом Буркина-Фасо.
– Да, это мой родной дядя. У него все хорошо, сейчас он проживает в Буркина-Фасо. С ним все в порядке.

– Вы никогда не задумывались о том, чтобы однажды тоже стать президентом своей страны?
– Нет, я не думаю об этом. Сейчас у нас прекрасный президент, и я рад трудиться вместе с ним. Траоре – вождь и лидер для нашего народа. Мы хотим помогать ему во всем.

Жизнь в России. Москва

– Шарль, у вас до сих пор прекрасный русский язык.
– Спасибо, я стараюсь. Я все понимаю, но, может, мне сложно как-то быстро на что-то ответить. Но понимаю многое. Например, мои дети очень хорошо говорят по-русски. Моя старшая дочь родилась в Краснодаре, младший сын – в Москве. Могу сказать, что дома мы все общаемся на русском.

Шарль Каборе

Шарль Каборе

– Скучаете по России?
– Конечно! Я очень скучаю по России, долгое время жил там и, поверьте, провел просто прекрасное время здесь.

– Если выбирать город, где вам было лучше всего – Москва или Краснодар?
– Не могу выбрать что-то одно. И в Краснодаре, и в Москве мне было одинаково хорошо. Конечно, в самом начале я столкнулся с трудностями, когда впервые оказался в Краснодаре – новая страна, окружение, но потом все было нормально. Адаптация прошла хорошо, в Краснодаре я начал изучать русский язык, стал немного русским.

– Тогда отсюда и вопрос: борщ же точно пробовали за все время в России?
– Конечно! (Смеется.) Мои дети просто обожают его.

– Ваша супруга варит?
– Да, конечно. Без этого никуда.

– Какие еще блюда русской кухни успели полюбить?
– Рис с луком могу отметить. Что-то такое в этом роде.

– Может, вы имеете ввиду плов?
– Да, точно, плов! Очень полюбил его в России. Еще многие каши люблю, живя в России, стал есть их по утрам. Также мне нравились свежевыжатые соки, очень вкусные они в России.

– Когда последний раз вы были в нашей стране?
– Кажется, это было в 2021 году, после того как мой контракт с «Динамо» истек. С тех пор не был ни разу.

– Есть мысли о том, чтобы снова приехать в Россию?
– Да, у меня есть такие планы. По работе точно. (Смеется.) В мои обязанности входит развитие международных отношений, и первые контакты я хочу установить именно с Россией, а потом и с другими странами.

– В общей сложности в России вы провели восемь лет. Как думаете, у нас рады иностранцам?
– Я думаю, что да. Никах проблем с этим нет. Лично я не заметил ничего подобного. Получал огромное удовольствие, находясь и играя в России. У меня там было все хорошо.

– Сейчас на Западе о России отзываются не очень хорошо. Как вы реагируете на это?
– Я точно не поддерживаю это. В Буркина-Фасо другое отношение к этой ситуации, у нас так не думают. Я сожалею о том, что некоторые мешают спорт и политику. Я не политик, этим не занимаюсь. Спорт не должен участвовать в этом.

– Российские клубы и сборные отстранены от международных соревнований. Это справедливо?
– Это грустно. Но есть вещи, на которые мы не можем повлиять. Я остаюсь при своем мнении: спорт должен оставаться вне политики!

– Учитывая, что Россия и Буркина-Фасо имеют дружеские отношения, когда сборная Буркина-Фасо по футболу сыграет против сборной России?
– Я уверен, что такой матч возможен. Это было бы просто замечательно. Лично я этого хочу, и это одна из моих целей. В ближайшее время мы обсудим этот вопрос с РФС.

– Кого будете поддерживать в этом матче?
– Пусть победит сильнейший. Если выиграет Россия, я буду очень рад. Но вы не забывайте, что я все-таки гражданин Буркина-Фасо, поэтому понимаете, за кого я буду болеть. (Смеется.)

О футболе. «Зенит», «Краснодар», Галицкий, Сафонов, Сперцян

– Вы следите за российской лигой?
– Да, конечно. Я в курсе того, что сейчас происходит в РПЛ. Считаю, что в условиях отстранения уровень футбола не падает. Сейчас российские клубы стали больше доверять молодым игрокам. Это же хорошо. Положительные моменты есть.

– «Зенит» – многократный чемпион России, они проводят хорошие трансферы. С ними реально бороться?
– Да, это очень богатый клуб. Это как сравнивать автомобили Peugeot и Ferrari – очень разные по классу и мощности. Так и «Зенит» классом превосходит все остальные клубы России.

ФК "Зенит" - чемпион России сезона 2023/2024

ФК «Зенит» — чемпион России сезона 2023/2024

– Как их можно остановить?
– Для того, чтобы обыграть «Зенит», нужно верить в свои собственные силы. Очень важно иметь правильный менталитет, настраиваться на победу. Технически вы навряд ли сумеете обыграть «Зенит», так как там собраны мастера, но вот за счет правильного менталитета и упорной работы – да. Все возможно. И прошлый сезон это показал.

– Кто сейчас является реальным конкурентом «Зенита»?
– Сложно сказать. Сейчас же в РПЛ большая пауза, и сложно предположить, как клубы ее проведут. Все может произойти. Но думаю, что «Краснодар» по весне способен бросить вызов «Зениту». Но в данный момент тяжело предсказать, кто именно выиграет РПЛ.

– Наверное, вы видели, что «Краснодар» был очень близок к чемпионству в прошлом сезоне. Почему не получилось?
– Думаю, что в последние годы «Краснодар» выступает очень хорошо и является постоянным претендентом на титул, но команде не хватает мастерства, которое есть у «Зенита». Понятно, что у «Зенита» есть преимущество перед другими командами, но в этом сезоне, я уверен, «Краснодар» сможет стать чемпионом. Им по силам.

– Что важнее: стиль или результат?
– Когда я играл в «Краснодаре», президент клуба Сергей Галицкий акцентировал внимание на стиле игры, на том, как команда играет на поле. Но нужно понимать, что для достижения результата иногда нужно отходить от стиля. В футболе как ни крути главное – результат. Возьмите мадридский «Реал», даже в те моменты, когда команда плохо играет, она способны добиваться результата и выигрывать трофеи. И в определенный момент, когда речь идет о борьбе за чемпионство, лучше отказаться от стиля ради победы в чемпионате или каком-либо другом турнире.

– Сильно. Сейчас «Краснодар» возглавляет Мурад Мусаев. Вы работали с ним. Какой он тренер?
– Это очень хороший тренер, он умный, разбирается в тактике. Мусаев хорошо ладит с игроками, умеет сплачивать команду. Ничего плохого не могу сказать о нем.

– «Краснодар» сможет под его руководством выиграть РПЛ?
– Думаю, да. Все возможно.

– В разговоре вы уже упомянули Сергея Галицкого. Каким вы его запомнили?
– Очень хороший и позитивный человек. Он любит «Краснодар», всех игроков. «Краснодар» – это словно его ребенок. Он всегда открыт для общения, мы много с ним общались. Удивительно, но он знает имена практически всех своих игроков, тренеров и даже ребят из академии. Это впечатляет.

Сергей Галицкий наблюдает за игрой «Краснодара»

Сергей Галицкий наблюдает за игрой «Краснодара»

– Это правда, что вы с Галицким летали на его вертолете по Краснодару?
– Ха-ха, было такое дело. Это было весело, даже очень. В день подписания контракта с «Краснодаром» он выделил мне свой вертолет для того, чтобы я мог прилететь на базу клуба и подписать контракт. Крутой момент, если честно.

– Вы сами управляли вертолетом?
– Нет! Я просто тогда не подписал бы контракт. (Смеется.) Но вообще, я никогда не забуду тот день, так как тогда впервые полетал на вертолете. Это были классные эмоции.

– Можете вспомнить совет или слова от Галицкого, которые вы навсегда запомнили?
– Он как-то сказал мне на тренировке «Краснодара»: «Шарль, если бы ты был чуть моложе, то точно смог бы заиграть в мадридском «Реале». Запомню эти слова на всю жизнь!

– Сейчас вы на связи с Галицким?
– Нет, он же занятой человек. Я не люблю просто так беспокоить людей.

– Летом 2024 года Матвей Сафонов перешел в «ПСЖ». Это круто?
– Да, я видел, что Мотя играет за Париж. Это классная история, конечно. Я играл вместе с ним на поле и знал, что однажды он перейдет в большой клуб.

Вратарь «ПСЖ» Матвей Сафонов. Фото: Franco Arland/Getty Images

Вратарь «ПСЖ» Матвей Сафонов. Фото: Franco Arland/Getty Images

– Но вы могли представить, что этот парень все-таки перейдет в супер-гранд мирового футбола?
– Я думал, что он перейдет в «Зенит», ха-ха.

– Почему?
– Тогда в интернете много писали об этом. Но я рад за Сафонова. Желаю ему удачи в «ПСЖ».

– Сейчас же активно пишут о том, что к Эдуарду Сперцяну есть внимание со стороны европейских клубов. Потянет уровень?
– 100 процентов, да. Эдо – топ-игрок, мне очень нравится. Он мне вообще, как сын. Он был совсем маленьким, когда я играл в «Краснодаре», это очень хороший футболист. Думаю, что его карьера развивается поступательно, но главное – вовремя выйти из зоны комфорта. Эдуард готов к следующему шагу.

Эдуард Сперцян

Эдуард Сперцян

– Какой чемпионат подойдет ему, на ваш взгляд?
– Мне кажется, Испания будет для него отличным вариантом продолжения карьеры. Там выступает много техничных футболистов, и ему там будет комфортнее всего. Во Франции играют очень жестко, много силовой борьбы, как и в Англии. На его месте я бы смотрел в сторону Испании.

– А клуб?
– «Атлетико» Мадрид.

Сложный соперник. «Спартак» популярнее

– Шарль, если вернуться в ваше время, против какого клуба РПЛ вам было тяжелее всего играть?
– Давай так: ЦСКА, «Спартак», и, пожалуй, «Зенит». Против них лично мне играть было тяжелее всего.

– А если взять игрока, то кто это был?
– О, это хороший вопрос. Это был Понтус Вернблум. Я просто ненавидел его. (Смеется.) Это настоящий монстр, он просто не дает тебе продышаться, носится по полю, словно собака. Это была настоящая драка, играя против него. Я думаю, что никогда не забуду его. И, кстати, именно из-за него я получал свои красные карточки в РПЛ.

Понтус Вернблум

Понтус Вернблум

– Играя в РПЛ вы поработали с огромным количеством тренером. С кем из специалистов вам было комфортнее всего работать?
– Олег Кононов.

– Очень неожиданно. Думал, назовете Петреску или Шварца.
– Нет, именно с Кононовым мне нравилось работать больше всего. Под его руководством я показывал свой лучший футбол. Он показал мне, как я по-новому могу играть в центре поля. Благодарен этому тренеру.

Шарль Каборе и Олег Кононов

Шарль Каборе и Олег Кононов

– Говорят, что именно с приходом Кононова «Краснодар» стал играть в фирменные 4-3-3. Именно он привил этот стиль?
– Согласен, так и есть. Именно Кононов сделал это. Очень умный тактик, он все готовит заранее, с ним было интересно работать. Кононов делал акцент на мелочах, он внимателен к деталям. Очень серьезно подходил к разбору игры.

– А каков он в общении с игроками? Есть мнение, что Кононов – мягкий человек, не может даже голос повысить.
– Это неправда! Когда нужно, он может очень громко наорать на тебя. Он знал, когда это нужно сделать. Да, он спокойный, тихий человек, но в то же время мог как следует накричать, прям орать на тебя. Вот тебе история: как-то мы играли против «Анжи» в Махачкале, и после первого тайма «Краснодар» проигрывал. Видел бы ты, что было в раздевалке в тот момент. Там были громкие крики, эмоции, по раздевалке летали бутсы. Помню, что одна бутса пролетела около моего лица и попала прям в Мамаева. Тогда все были в шоке! Во втором тайме мы сумели переломить ход игры. Он реально способен заряжать команду.

– Но затем у него был период в «Спартаке». Что не получилось там?
– Не знаю, мне сложно сказать что-то об этом. В футболе так бывает.

– Самый популярный клуб России: «Спартак» или «Зенит»?
– Однозначно «Спартак». В России это клуб номер один, практически во всех городах знают об этой команде.

ФК "Спартак"

ФК «Спартак»

– А о ком больше говорят в Европе?
– Если брать момент, о ком больше говорят в Европе, то это «Зенит». У них спонсор «Газпром», и в Лиге чемпионов команда регулярно играла. Там они на слуху.

– Какое событие из вашего периода российской карьеры вы запомните на всю жизнь?
– Это связано с «Краснодаром». Во-первых, когда мы обыграли «Зенит», забив гол уже на последних секундах. Во-вторых, победа над дортмундской «Боруссией» в Лиге Европы. Эти моменты запомню на всю жизнь.

Завершил карьеру в 35. Планы стать тренером. Пожелание российскому спорту

– Вы завершили карьеру в 35 лет. Казалось, что еще года два можете спокойно играть на хорошем уровне. Не рано?
– Нет, я так не думаю. Ты знаешь, я просто потерял вкус к футболу. Очень важно вовремя уходить, так я и поступил.

– Могли ли в Россию вернутся, предложения были?
– Знаю, что «Ахмат» меня хотел. Также слышал про «Химки». Были варианты, в общем. Я тебе так скажу: после «Краснодара» я вообще хотел уехать из России, мной интересовался «Бешикташ», но какой-то конкретики не было. Я не хотел ждать, затем «Динамо» вышли на меня, и я подписался с ними.

– Есть ли в планах чуть позже стать тренером, думали об этом?
– Сейчас – нет, но в будущем все возможно. Сейчас у меня есть категория B, совсем скоро планирую обучиться до категории А. Если честно, мне больше интересен маркетинг, управление. Но кто знает, что нас ждет в будущем. Тренерская лицензия мне точно не помешает.

– Предположим, что у вас будет выбор вернуться в «Динамо» или в «Краснодар» в качестве тренера, какой клуб выберете?
– Точно «Краснодар». Я очень хорошо знаю Сергея Николаевича, я провел в «Краснодаре» больше матчей, чем в других командах. Плюс наши взгляды с Галицким очень во многих вещах сходятся. Может, однажды вернусь в «Краснодар», и стану тренером.

– Что делает вас счастливым, Шарль?
– Улыбка на лицах моих детей. Видеть их счастливыми.

– И последнее: что можете пожелать всем российским болельщикам?
– Чтобы вернулся мир, и клубы России вернулись на международную арену. Не только футбол, но и остальной российский спорт. Это мое пожелание.

Остались вопросы? Спросите у наших знатоков!
Комментарии
Подписка на прогнозиста
Подписка на автора

Уведомления о новых публикациях этого автора будут приходить на электронный адрес, указанный Вами при регистрации на "РБ"

Уведомления о новых прогнозах этого эксперта будут приходить на электронный адрес, указанный Вами при регистрации на "РБ"

Подписка на автора
Подписка на прогнозиста

Это значит что вы больше не будете получать уведомления о новых публикациях этого автора на ваш электронный адрес.

Это значит что вы больше не будете получать уведомления о новых прогнозах этого эксперта на ваш электронный адрес.

«РБ» рекомендует играть только в проверенных конторах.
Вы будете перенаправлены на сайт
Перейти на сайт